воскресенье, 10 февраля 2013 г.

данные, выбранные по указанным стратегиям, не соответствуют

Рис. 1. Частотное распределение МСП на стадии становления

Всего на стадии «становление» оказалось 9% от общего количества опрошенных малых предприятий. Полученный нами результат существенно меньше данных, полученных в исследовании НИСИПП [5], что, на наш взгляд, может быть связано с особенностью формирования выборки на основе базы данных «Бизнес-Карта». Мы предполагаем, что в выборку здесь попали предприятия, занимающие наиболее активную позицию по отношению к собственному развитию и продвижению своих товаров и услуг.

В данной статье мы рассмотрели влияние исследуемых показателей на стадии «становление» ЖЦМП.

Описание полученных результатов

самооценка темпов роста рынка, на котором работают МСП.

самооценка темпов роста МСП;

частотное распределение выбора МСП маркетинговых стратегий;

частотное распределение выбора МСП ключевой компетенции;

частотное распределение МСП в зависимости от численности сотрудников;

После оценки предоставленных анкет для целей исследования были использованы 300 анкет. Остальные анкеты были отбракованы по причинам несоответствия критериям исследования или по причине их частичного заполнения (менее 80% ответов на вопросы). В качестве переменных исследования рассматривались:

Существенным ограничением в проведённом исследовании выступила неготовность руководителей/владельцев предприятий участвовать в исследовании. В силу указанной причины в исследовании не делалось специальное квотирование по количеству предприятий по их характеристикам и сферам деятельности (кроме параметров, указанных выше) в выборочной совокупности. Ответы предоставили 327 руководителей/владельцев предприятий.

При проведении маркетинговых исследований широко применяются экспертные оценки. Их часто используют для исследований, если отсутствуют статистические данные или их недостаточно. Они также применяются для количественного измерения таких событий, для которых не существует других способов измерения, например, при оценке важности целей и предпочтительности отдельных организационных состояний предприятий. Иными словами, методы экспертных оценок применяются как для количественного измерения событий в настоящем, так и для целей прогнозирования. Для формирования выборки использовалась база предприятий «Бизнес-карта». Особенность формирования этой базы данных предполагает личное участие представителей предприятий по предоставлению данных о предприятии. Кроме того, данные, помещённые в базу, проходят регулярную проверку на валидность. Всего основным критериям, согласно базе данных «Бизнес-карта», соответствует 13 100 предприятий. Из них только 7954 предприятия предоставили адрес электронной почты руководителя.

В рамках исследования, проведённого в 2010 г. [5], мы проанализировали некоторое число МСП с различными характеристиками. Исследование проводилось для определения роли маркетинга в существовании и развитии МСП. Нами было проведено анкетирование 400 руководителей и владельцев малых предприятий в субъектах Российской Федерации: городах Москва и Санкт-Петербург, Московской, Новгородской, Новосибирской, Свердловской, Томской, Челябинской областях и в Краснодарском крае. Выбор указанных регионов для проведения опроса был обусловлен главным образом наличием значимых данных, позволяющих идентифицировать малые предприятия. Цели достижения региональной или отраслевой репрезентативности как таковой нами не ставилось. Также не делалось различий между организационно-правовой формой (АО, ЗАО, ООО, ИП) и типом малого предприятия (малое или микро-предприятие). Основными критериями формирования выборки стали численность, год создания и годовой оборот (до 400 млн руб.). Дополнительным ограничением, связанным с формированием выборки, стало наличие у предприятий электронных средств коммуникации (сайт и/или электронная почта), что обусловлено возможностью проведения исследования с использованием электронных средств коммуникации. Следует отметить, что рассматриваемый в рамках исследования круг вопросов лежит в сфере профессиональной компетенции руководителя/владельца малого предприятия. Следовательно, руководителя/владельца малого предприятия можно рассматривать как эксперта. Можно предположить, что эксперт основывает своё суждение на группе причинных факторов, действующих в рамках определённого сценария, оценивая вероятность их реализации и их вероятное влияние на изучаемый показатель [4].

Постановка задачи

Влияние маркетинга на деловую активность предприятий часто недооценивают. Особенно это проявляется на малых и средних предприятиях (МСП). Маркетинг здесь часто носит нерегулярный и стихийный характер [3]. Обычно это связано с недостаточным пониманием владельцами малого бизнеса роли маркетинга [3]. Немаловажным фактором здесь выступает недостаточное исследование влияния маркетинга на деловую активность и рост МСП. На наш взгляд, необходимо опираться на два основных направления: роль маркетинга в предпринимательстве и влияние маркетинга на жизненный цикл малого предприятия (ЖЦМП) [3; 4]. В данной статье мы рассмотрим взаимосвязь маркетинга и начальной стадии ЖЦМП. В целом проблема ЖЦМП достаточно подробно исследовалась в рамках проекта «Мониторинг развития малого предпринимательства Национального института системных проблем предпринимательства НИСПП» [5; 7]. Но взаимосвязь маркетинга и ЖЦМП была исследована нами в России впервые. В природе и обществе существует большое разнообразие циклов, оказывающих влияние на предприятие. По нашему мнению, наибольшее значение для МСП имеют циклы организационного развития, описывающие появление и жизнь предприятий. Часто предприятия рассматривают в сравнении с биологическими организмами в виде последовательности, в которой организации рождаются, растут, стареют и умирают. По некоторым данным [8], в США половина предприятий не доживают до пятилетия, только четыре из десяти существуют 10 лет, а до пятнадцатилетия доживают лишь три предприятия из десяти. Даже крупные корпорации в половине случаев не доживают до 40 лет. Задолго до полного краха бывает достаточно сигналов о том, что предприятие движется к кризису, однако оно само по себе не в состоянии осознать наличие угрозы. Для упрощения анализа этих проблем этапы организационного развития предприятия часто привязывают к этапам, аналогичным этапам жизни биологических организмов: становление, взросление, зрелость, старость и смерть. Эту последовательность этапов называют жизненным циклом предприятий. Термин «жизненный цикл предприятия» в большинстве случаев можно понимать как «период деятельности предприятия» [4]. Следует заметить, что само по себе понятие «цикл» предполагает повторение явлений подобного характера. Несмотря на то, что каждое предприятие имеет свой собственный путь развития, можно говорить о наличии закономерностей развития, которые исследователи называют жизненным циклом предприятия [5]. На наш взгляд, наиболее удачную модель жизненного цикла предприятия предложил Ицхака Адизес [1]. Он выделяет такие фазы развития организации, как становление, рост, стабилизация и старение. В своем исследовании мы использовали данную модель для изучения взаимосвязи маркетинга и ЖЦМП.

Ключевые слова: ; жизненный цикл предприятия; маркетинг; стадия развития по Адизесу; ключевая компетенция бизнеса; маркетинговая стратегия; темпы роста предприятия; темпы роста рынка.

В данной статье показано влияние маркетинга на стадию «становление» жизненного цикла малого предприятия. По результатам исследования дана оценка некоторых факторов, влияющих на положение предприятия на стадии «становление».

Дмитрий Александрович Штыхно — кандидат экономических наук, декан факультета бизнеса, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Роман Роальдович Сидорчук — кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Связь маркетинга Номер 2_2012 Архив ini21.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий